Примерная схема комплексного анализа урока
1. Определить место урока в системе уроков по теме; цели урока; его структуру.2. Оценить правильность выбранных целей. Выяснить учтены ли развивающие задачи урока.3. Провести анализ каждой структурной части урока:
- определить какая образовательная цель решается;
- определить, была ли мотивирована деятельность учащихся и как;
- проанализировать содержание отобранного учебного материала, установить его соответствие поставленной цели;
- отметить приемы и методы, использованные учителем (рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов и т. д.) ;
- формы организации деятельности учащихся (коллективная и индивидуальная работа, устная и письменная работа) ;
- применяемые средства;
- виды, формы, способы и средства контроля деятельности учащихся;
- результат деятельности учителя на анализируемом этапе.
Удобно эту часть оформить в виде таблицы:
№ этапа | Цели этапа | Мотивация | Содержание | Приемы, методы, организация, средства и контроль | Результат |
4. Выполнить анализ содержания урока.
Для этого выяснить:
- соответствует ли содержание целям урока;
- соответствует ли содержание базовым методикам;
- какова логика выстраивания материала урока (есть ли связи с прошлым материалом, внутри материала, с будущим материалом, ясна ли логика учащимся);
- каков характер материала урока (проблемный или нет, требует воспроизведения или поиска);
5. Выполнить анализ деятельности учащихся.
Для чего выяснить:
- соответствуют ли использованные учителем методы и приемы работы цели и содержанию учебного материала;
- какие формы организации деятельности учащихся были предложены, какова их целесообразность, как учителю удалось сориентировать учащихся в той или иной форме деятельности и проконтролировать ее ход, как обеспечивалась дисциплина;
- как организован диалог с учащимися;
- как осуществлялась индивидуализация обучения;
- как осуществлялся контроль формирования умственных и практических знаний и оценивание работы учащихся;
6. Выполнить анализ деятельности учащихся.
Для чего выяснить:
- участие в постановке целей, планировании, анализе, коррекции своей деятельности;
- участие в диалоге (выслушивают, понимают другой взгляд на ситуацию, отстаивают свою точку зрения, умеют задавать вопросы, приводить примеры и контрпримеры, аргументы);
- степень самостоятельности в решении учебных задач;
- комфортность;
- каковы достигнутые результаты.
7. Сделать общие выводы по уроку:
- достижение цели и задачи урока;
- общая оценка деятельности учащихся на уроке и деятельность учителя;
- каким опытом можно воспользоваться.