"Профилактика деструктивного поведения подростка"
Уважаемые родители!
Какие признаки
поведения подростка могут насторожить родителя?
•Ребенок
прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании
продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить –попытка привлечь ваше внимание к
себе и своим проблемам. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают
внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
•Рискованное
поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и
здоровью.
•Резкое
изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с
близкими ему людьми, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому,
чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
•У
подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон,
раздражительность.
Ситуации риска,
в которых нужно быть внимательным:
•Ссора
или острый конфликт со значимыми взрослыми.
•Несчастная
любовь или разрыв романтических отношений.
•Отвержение
сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
•Объективно
тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное
отвержение, тяжелое заболевание).
•Личная
неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно
в семье).•Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации
насилия).
•Резкое
изменение социального окружения (например, в результате смены места
жительства).
Что родитель
должен сделать, если обнаружил эти признаки?
Если
вы увидели хотя бы один из признаков –это уже достаточный повод для того, чтобы
уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы
ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте
ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему
больше внимания, чем обычно.
Главные правила
взаимодействия родителей с подростками:
•Сохранять
контакт со своим ребенком. Важно сохранять контакт с ребенком, несмотря на
растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
Для этого важно!Расспрашивайте
подростка о том, что его интересует, уважительно относитесь к тому, что кажется
ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным;Не начинайте общение с
претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес,
обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с
порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут
звучать по-разному!Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков
неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания
могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В
подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение
договоренностей.
Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности
запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти
решение, устраивающее и Вас, и его.
•Говорить
о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина
будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент.
Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему
представить реалистичные шаги к желаемому будущему.
•Говорить
на серьезные темы, такие как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть,
предательство. Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное
понимание того, что в жизни ценно и важно. Поговорите о том, что ценно для Вас,
для вашего подростка. Не бойтесь делиться своим опытом, размышлениями.
Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские
монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на
сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы где-то на
стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только
недостоверной, но и небезопасной.
•Передать
ребенку понимание ценности жизни самой по себе. Если ценность социального
успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе,
независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка
получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с
людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни –ваш
собственный пример.
•Дать
понять ребенку, что опыт поражения, такой же важный опыт, как и достижение
успеха.Рассказывайте о своем опыте преодоления трудностей. Конструктивно
пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и
устойчивым.
•Проявить
любовь и заботу, понять, что стоит за внешней грубостью подростка.Подросток
делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы
и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь,внимание, забота,
поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления.
•Найти
баланс между предоставлением свободы и родительским руководством. Современные
родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей, передавая им
ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть
одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще
не умеет с ней обходиться, и свобода может им пониматься как вседозволенность.
Родителю важно распознавать ситуации, в которых подростку можно предоставить самостоятельность,
а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
•Вовремя
обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не
получается сохранить контакт со своим ребенком.В индивидуальной или семейной
работе с психологом, психиатром Вы сможете освоить необходимые навыки, которые
помогут Вам вернуть отношения доверия с Вашим ребенком!
Единый
Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей
8-800-2000-122
Факторы, имеющие воспитательное значение
ü Как можно чаще
вспоминайте себя в подростковом возрасте, вспомните, что вас радовало, а что
обижало.
ü Ребенок, в первую
очередь, учится тому, что видит у себя дома, родители его главный пример.
ü Старайтесь находить
время, чтобы поговорить с ребенком.
ü Интересуйтесь проблемами
ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности. Расспрашивайте, но
не допрашивайте.
ü Помогайте
развивать у ребенка умения и таланты.
ü Помогайте подростку
самостоятельно принимать решения.
ü Уважайте право ребенка
на собственное мнение.
ü Позаботьтесь о наличии у
подростка собственного индивидуального пространства.
ü Научитесь сдерживать
себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока
что обладает меньшим жизненным опытом.
Уважаемые
родители!
О действии этих законов должны помнить Вы и Ваши дети!
Статья 38 Конституции РФ
ставит семью, материнство и детство под защиту государства и закрепляет равное
право и обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании.
Согласно статьям 63-65 Семейного кодекса
Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие
своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии детей, обеспечивать получение ими общего
образования. Родители являются законными представителями своих детей и
выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с физическими и
юридическими лицами.
Ответственность, предусмотренная в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
(Статья 20.22) Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до
шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей
продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ
без назначения врача - влечет наложение административного штрафа на родителей
или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи
пятисот до двух тысяч рублей.
(Статья 20.20) Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо
потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально
опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных
местах.(Общественными местами, по закону,
являются места частого, регулярного и единовременного посещения граждан:улицы
парки, скверы, детские площадки, автобусные остановки, пляжи.)
Положение ФЗ № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного
дыма и последствий потребления табака».
Статья 12 запрещает
курение во всех общественных местах.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
Мелкое хулиганство, то есть нарушение
общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу,
сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным
приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого
имущества влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до
одной тысячи рублей
Те же действия, сопряженные с
неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица,
исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего
нарушение общественного порядка, -влекут наложение административного штрафа в
размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых
потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в
общественных местах.(Общественными местами,
по закону, являются места частого, регулярного и единовременного посещения
граждан:улицы парки, скверы, детские площадки, автобусные остановки, пляжи.). Наложение административного штрафа в размере от
одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи
пятисот до трех тысяч рублей.
Уголовный кодекс
Российской Федерации
В соответствии с Уголовным кодексом
Российской Федерации уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с
16 лет за все виды преступлений, обозначенных в Уголовном кодексе Российской
Федерации.
Но за строго
определенный ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает
с 14 лет:
-убийство (ст. 105);
-умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
-умышленное причинение
средней тяжести вреда здоровью (ст.112)
-изнасилование (ст.
131);
-насильственные действия
сексуального характера (ст. 132);
-кража (ст. 158);
-грабеж (ст. 161);
-разбой (ст. 162);
-вымогательство (ст.
163);
-неправомерное
завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.
166);
-терроризм (ст. 205);
-захват заложника (ст.
206);
-заведомо ложное
сообщение об акте терроризма (ст. 207);
-вандализм (ст. 214)
Составитель: социальный педагог Заморова Е.Н.
ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК ХОДИЛ В ШКОЛУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
- Нельзя унижать ребенка, придумывать клички, прозвища, высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на пропусках, просчетах, неудачах.
- Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.
- Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, дети 7лет с трудом понимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают конкретным эффектом.
- Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребенок живет настоящим, а обещание – это будущее, легко пообещать – выполнить трудно.
- Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должны расти и самостоятельность, ибо каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.
- Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
- Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту и возможностям ребенка: поэтому надо знать, изучать своего ребенка, а он меняется.
- Нельзя лишать ребенка права оставаться ребенком: пусть будет в нем все то, что свойственно ребенку; помните, что образцовый ребенок – это несчастный ребенок, он не может быть самим собой.
- Нельзя приклеивать ребенку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т. д.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми: такого как у вас, ни у кого нет.
- Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
- Нельзя говорить плохо о ребенке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребенка; лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.
- Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните, - запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребенка возникает злость на весь мир.