1. Определить место урока в системе уроков по теме; цели урока; его структуру.
2. Оценить правильность выбранных целей. Выяснить учтены ли развивающие задачи урока.
3. Провести анализ каждой структурной части урока:
определить какая образовательная цель решается;
определить, была ли мотивирована деятельность учащихся и как;
проанализировать содержание отобранного учебного материала, установить его соответствие поставленной цели;
отметить приемы и методы, использованные учителем (рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов и т. д.) ;
формы организации деятельности учащихся (коллективная и индивидуальная работа, устная и письменная работа) ;
применяемые средства;
виды, формы, способы и средства контроля деятельности учащихся;
результат деятельности учителя на анализируемом этапе.
Удобно эту часть оформить в виде таблицы:
№ этапа
Цели этапа
Мотивация
Содержание
Приемы, методы, организация, средства и контроль
Результат
4. Выполнить анализ содержания урока.
Для этого выяснить:
соответствует ли содержание целям урока;
соответствует ли содержание базовым методикам;
какова логика выстраивания материала урока (есть
ли связи с прошлым материалом, внутри материала, с будущим материалом, ясна ли
логика учащимся);
каков характер материала урока (проблемный или
нет, требует воспроизведения или поиска);
5. Выполнить анализ деятельности учащихся.
Для чего
выяснить:
соответствуют ли использованные учителем методы
и приемы работы цели и содержанию учебного материала;
какие формы организации деятельности учащихся
были предложены, какова их целесообразность, как учителю удалось сориентировать
учащихся в той или иной форме деятельности и проконтролировать ее ход, как
обеспечивалась дисциплина;
как организован
диалог с учащимися;
как осуществлялась индивидуализация обучения;
как осуществлялся контроль формирования
умственных и практических знаний и оценивание работы учащихся;
6. Выполнить анализ деятельности учащихся.
Для чего
выяснить:
участие в постановке целей, планировании,
анализе, коррекции своей деятельности;
участие в диалоге (выслушивают, понимают другой
взгляд на ситуацию, отстаивают свою точку зрения, умеют задавать вопросы,
приводить примеры и контрпримеры, аргументы);
степень самостоятельности в решении учебных
задач;
комфортность;
каковы достигнутые результаты.
7. Сделать общие выводы по уроку:
достижение цели и задачи урока;
общая оценка деятельности учащихся на уроке и
деятельность учителя;